Нет, конечно же, речь здесь пойдет не о нынешнем начальнике Петровки-38 (или официально - ГУВД Москвы).
И даже один из его давних предшественников не является главным действующим лицом в этой истории. Скажем так: он - один из двух наших героев. Людей из разных времен, никогда не встречавшихся лично, но жизни которых сегодня связаны теснейшим образом...

Некоторое время назад в журнале Начальник Петровки... [info]foto6x7 я увидел фото энтузиастов, воссоздавших милицейскую форму тридцатых-сороковых годов. Естественно, я не мог пройти мимо и перепостил эти снимки у себя. Но не стал почивать на лаврах, а решил тряхнуть стариной и взял интервью у одного из них – Владимира Гулевского. Этого интересного человека в образе начальника московской милиции вы видите на титульной фотографии.


Расскажите немного о себе. Как Вы пришли к мысли заняться исторической реконструкцией?

Родился и вырос я в Москве, в Люблино. Здесь и живу до сих пор. В детстве мне, как большинству мальчишек, очень нравилась военная форма. Когда родители давали денег на карманные расходы, я заходил в «Военторг» и покупал погоны, шевроны или еще что-то, пришивал на школьную курточку и расхаживал так во дворе.

Постепенно я начал разбираться в воинских званиях, униформе, погонах, нашивках, наградах, и других военных предметах. Но серьезно к этому увлечению стал относиться уже после службы в армии. Начав собирать предметы военной формы более осмысленно, в какой-то момент понял, что можно не только коллекционировать, но и воссоздавать военную форму прошлого. А от реконструкции предметов недалеко до реконструкции событий. Как-то на Измайловском вернисаже, куда я каждые выходные приезжаю в поисках предметов исторической униформы, мы познакомились с Андреем Румянцевым – старшиной военно-исторического клуба «РККА». Он занимается реконструкцией с 80-х годов. Во многом благодаря ему я и оказался в ВИК «РККА».

Наш клуб делает реконструкции сражений Первой и Второй мировых войн, принимает участие в съемках фильмов о войне, как художественных, так и документальных. Я, например, снимался в таких фильмах как "Диверсант-2", "Сердце врага", "Вольф Мессинг", "Первая осень войны", "Зоя", "Дом образцового содержания", сериал "Алтарь Победы" и некоторых других. Выезжаем в школы, музеи, войсковые части, выступаем перед ветеранами. В общем, работы хватает.

Как появилась идея реконструкции милицейской формы?

Однажды одна хорошая знакомая познакомила меня с полковником РВСН, Вячеславом Викторовичем Романченко. Он рассказал мне о своем отце.
Комиссар милиции 2 ранга Виктор Николаевич Романченко руководил московской милицией с 1939 по 1946 год. Трудностей у РКМ (Рабоче-Крестьянской милиции) Москвы в годы Великой Отечественной войны было немало: ситуацией пытались воспользоваться уголовники, приходилось бороться с диверсантами, мародерами, паникерами. Многие опытные сотрудники ушли на фронт, людей не хватало. Надо было стремительно принимать серьезные решения в очень сложной обстановке. Комиссар милиции 2 ранга Романченко, судя по его наградам, справился превосходно!

Начальник Петровки...
Мне очень нравилось рассматривать семейный фотоальбом Романченко.Я обратил внимание на то, какая красивая форма была у милиции в то время. Особенно парадная. Тогда и возникла идея воссоздать всю униформу комиссара милиции Романченко, которую он носил в период с 1931 по 1947 год. Летнюю, зимнюю, повседневную и парадную.

На сегодняшний день мне уже удалось воссоздать форму кавалериста образца 30-х годов, в которой Романченко служил в Забайкалье в должности командира-комиссара отдельного саперного эскадрона, повседневную летнюю униформу РКМ образца 1936 года, которую Виктор Николаевич носил, занимая должность зам. Начальника УРКМ гор. Москвы, повседневную синюю форму начальника УРКМ гор. Москвы, форму инспектора РКМ образца1940 года, повседневную форму комиссара милиции 2 ранга образца1943 года.

При работе над парадной формой В.Н. Романченко, я столкнулся с неожиданными трудностями. Дело в том, что вышивка на мундирах для комиссаров милиции (НКВД) отличалась от вышивки для генералов РККА. Имеющиеся у меня фотографии В.Н.Романченко в парадной форме или слишком маленькие, или не очень четкие. В других источниках найти правильный рисунок парадного шитья комиссаров РКМ, пока, к сожалению, не удается. Самое удивительное, такого мундира или его достоверного изображения не удалось обнаружить ни в одном российском музее. А у меня есть твердое правило – реконструированная форма должна соответствовать оригиналу на сто процентов. Увы, многое из того что мы видим в кино или о чем читаем в литературе (даже специализированной) не соответствует исторической правде. Начальник Петровки...
Поэтому, пока я своими глазами не увижу, своими руками не пощупаю оригинал, пока не смогу на сто процентов гарантировать аутентичность, я людям свою работу показать не могу. Значит, буду продолжать свои поиски. Надеюсь, 10 ноября 2011 года смогу показать ветеранам МВД комплект парадной формы начальника московской милиции…

Кроме униформы В.Н.Романченко в моей коллекции есть комплекты формы ВМФ, ВВС, пехоты РККА, НКВД, которая действовалв в период с 1941 по 1945 год, форма МГБ на транспорте 1947 года.
Есть даже идея воссоздать у себя дома полный интерьер рабочего кабинета начальника РКМ. С большим письменным столом, настольной лампой с зеленым абажуром, чернильным прибором и маленьким бюстиком вождя.

Почему я выбрал именно этот период, с 1931 по 1947 год? Как я уже говорил, в первую очередь это связано с личностью Виктора Николаевича. Которая, как мне кажется, до сих пор по достоинству не оценена. Кроме того, это время я считаю наиболее интересным в истории милицейской униформы. Именно тогда форма милиции менялась особенно часто.

Имеете ли Вы какое-то отношение к органам внутренних дел?

Лично я – нет, но многие мои знакомые и друзья работают или работали в органах внутренних дел. Впоследнее время мы довольно тесно сотрудничаем с музеем истории московской милиции и музеем МВД России. В этом году накануне дня милиции показали реконструкцию формы на торжественном собрании в ГУВД Москвы. Ветераны нас очень тепло приняли и благодарили за работу.

В сознании очень многих людей существует довольно прочная ассоциация относительно того времени: «милиция-НКВД- массовые репрессии». Не сталкивались ли вы с негативной реакцией на вашу реконструкцию?

Начальник Петровки...

В годы войны НКВД объединяло в себе и РКМ, ГБ, войска НКВД. Хотя я на реконструкции носил не только форму РКМ, но и форму НКВД, никакой негативной реакции на нее у людей до сих пор не наблюдал. Умный человек, я думаю, хорошо понимает, что нельзя отождествлять униформу и реконструктора с реальными людьми. Это все равно, что ненавидеть артиста, сыгравшего отрицательного персонажа. У нас на реконструкциях кто-то изображает, например, фашистов, эсэсовцев. Ну, представьте, если бы их не было. «Красноармейцы» на реконструкциях с криками «Ура!» атаковали бы пустое место? Или каких-то непонятных персонажей в непонятной униформе без знаков различия? Кому было бы интересно такое зрелище?

Как проходил процесс воссоздания формы?

Воссоздавать форму невероятно сложно! Конечно, основная трудность – поиск достоверной информации о деталях униформы, но есть и чисто технические проблемы.Сегодня тяжело достать хорошую, натуральную ткань, похожую на ту, из которой шилась униформа РКМ. Найти хорошего портного, который мог бы точно и аккуратно пошить гимнастерку или китель тех лет. А уж найти погоны, петлицы, гербы на рукав и фуражку, вообще целая проблема. Многое риходится делать самому. А это тоже не просто и не дешево... Гербы и звезды мы отливали сами. Мне даже пришлось освоить специальность эмальера. Теперь могу вполне профессионально воссоздать, скажем нарукавный знак в виде герба, пролежавший в земле семьдесят лет…Трудностей предостаточно. Но это нас не пугает. Я планирую в будущем расширить свою коллекцию униформы РКМ и найти новых соратников, Людей, которых, также как меня, интересует история униформы милиции. Сегодня нас всего десять человек, но, уверен, в ближайшее время наши ряды пополнятся новыми энтузиастами. Очень надеюсь, что в реконструкции униформы РКМ примут участие не только мужчины, но и девушки.

Кто они – реконструкторы в обычной жизни?

Самые обыкновенные люди, которых объединяет одно большое общее дело. Среди нас есть работники прокуратуры, действующие сотрудники МВД и ФСБ, менеджеры различных коммерческих фирм, педагоги, работник МИДа и люди многих других специальностей.

А как относятся к увлечению члены семьи, родственники и друзья?

Одни поддерживают, уважают и понимают, другие считают, что это взрослая забава и пустое, никому не нужное дело. Но, в большинстве случаев, все-таки положительно. Когда участвуем в реконструкциях различных сражений, событий, наши близкие приезжают посмотреть, «поболеть» за нас.

С военной реконструкцией понятно: сшили форму, сделали оружие, написали сценарий и в результате получилась реконструкция исторического сражения. А как быть с милицейской?

Реконструировать можно любые события, почему бы и нет. И ликвидацию банды, и задержание преступника, и сражение на поле боя. Ведь всем известно, что в обороне Москвы принимали участие и сотрудники РКМ. Все зависит только от желания и фантазии реконструкторов.


[Только администраторы имеют право видеть эту ссылку]